Принципы WCAG. Сенсорные характеристики

  • WCAG
  • Тексты
  • Дизайн

В этом посте из серии про разбор Руководств по доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, коротко WCAG) расскажу про критерий 1.3.3: сенсорные характеристики.

Это базовый критерий уровня A, он связан с принципом воспринимаемости и с различимостью содержимого.

Коротко о критерии

Инструкции о том, как взаимодействовать с чем-то на странице, не зависят от сенсорных характеристик элемента — формы, размера, цвета, места, звука и прочего.

Подробнее

Критерий относится к любым инструкциям на сайтах. Это могут быть инструкции к целым формам, звуковые оповещения, подсказки к полям, а может быть просто текст на странице с анонсом новой фичи и рассказом о том, как её использовать.

Когда описываете работу с чем-то, расскажите не только о внешнем виде элемента, а ещё про его название и функции. Так что, принцип подразумевает, что у кнопки или ссылки есть название. Лучше делать его видимым, хотя WCAG разрешает добавлять для кнопок визуально скрытые имена. Они доступны только пользователям вспомогательных технологий.

К примеру, когда пользователь скринридера услышит «Найдите круглую синюю кнопку в левом углу экрана», это не поможет ему найти эту кнопку. Скринридеры не рассказывают о цветах и других стилях элементов, а ещё сложно понять на слух, где право и лево на сайте.

Ещё внешний вид и расположение элементов могут отличаться в зависимости от темы на сайте, размера экрана и при разном освещении и яркости.

Чтобы инструкция про кнопку стала понятной всем, можно рассказать чуть больше про неё: «Найдите круглую синюю кнопку с названием «Следующая страница» в левом углу экрана». Теперь пользователь скринридера знает её название и может найти в списке всех кнопок или перейти к ней без списка.

В инструкциях полезно описывать внешние характеристики элемента. Это помогает некоторым пользователям с когнитивными особенностями и нейроотличиями, так что критерий не призывает рассказывать только о названиях и функциях.

Критерий перекликается с одним из принципов универсального дизайна о легко воспринимаемой информации. Этот принцип требует использовать несколько каналов восприятия — визуальный, аудиальный, тактильный и вербальный.

Несколько примеров инструкций, в которых что-то пошло не так:

  • Больше информации найдёте справа.
  • Если кликните на стрелку, перейдёте к следующему шагу.
  • Важная информация выделена жёлтым цветом.
  • Кликните по круглой синей кнопке в верхнем правом углу.

Что касается «выше» и «ниже», всё зависит от контекста и языка. Пользователям может быть понятно, что содержимое находится до определённой точки или после неё.

Кому это важно

  • Пользователям со слепотой и слабовидящим, которые много полагаются на слух.
  • Пользователям с глухотой и слабослышащим, которым важно видеть содержимое.
  • Пользователям мобильных устройств. Расположение элементов на странице в мобильной версии сайта может отличаться от десктопной.

Как избежать барьер

Этот барьер обычно появляется на этапе информационного дизайна и написания текстов, поэтому хорошо заранее обращать внимание понятность и доступность инструкций.

Разработчики могут следить за названиями элементов в коде и давать кнопкам, ссылкам и другим элементам хотя бы визуально скрытые названия. Также хорошо использовать заголовки для разных частей страницы, например, для бокового меню или списков со ссылками.

Примеры соответствия критерию

  • Форма состоит из нескольких шагов. Чтобы перейти к следующему шагу, надо нажать на фиолетовую кнопку со стрелкой и текстом «Следующий шаг». Кнопка расположена в правом нижнем углу. Снизу формы есть инструкция: «Чтобы перейти к следующему шагу, нажмите на фиолетовую кнопку со стрелкой и названием «Следующий шаг» в правом нижнем углу».
  • В правой части страницы есть список ссылок на тарифные планы. В тексте сказано: «Выберите тарифный план из списка с заголовком «Наши тарифные планы». Он находится справа».
  • При заполнении поля появилась ошибка. В ней использована иконка с крестиком и текст «Вы неправильно заполнили поле. Рекомендуем формат месяц-дата-число».

На сайте Vimeo есть форма регистрации нового пользователя. Если ввёл неправильные данные в поле, под ним появится текст об ошибке, а в поле красная иконка с восклицательным знаком.

Форма с названием «Присоединиться к Vimeo». Выделено поле «Email», в него введена часть почты «myemail@». Рядом с текстом в поле красная иконка с восклицательным знаком в круге. Поле также обведено красной рамкой, под ним красный текст «Введите правильный адрес электронной почты, пожалуйста».
Форма регистрации на Vimeo.

Примеры барьеров

  • На сайте карусель с кнопками со стрелками влево и вправо. В инструкции на странице написано: «Для перехода к следующему товару нажмите на правую кнопку, для возврата — на левую кнопку».
  • На странице есть боковое меню со списком ссылок на другие статьи. В инструкции на странице сказано: «Другие статьи найдёте в боковом меню справа».
  • При заполнении поля появилась ошибка. В ней только иконка с крестиком без видимого или визуально скрытого текста.
  • Страница с тестом. Время для его прохождения ограничено. В инструкции перед тестом написано: «Когда время истечёт, вы услышите сигнал об этом».
  • На странице таблица с разноцветными строками. Под таблицей пояснение: «Зелёные строки в таблице означают прибыль компании в этом месяце, а красные — расходы».

В десктопной версии TikTok есть инструкция о том, как войти в личный аккаунт с помощью QR-кода. В ней используют изображения с иконками кнопок, они никак не подписаны.

Открыто модальное окно с заголовком «Залогиниться с помощью QR-кода». Под заголовком код, рядом с ним скриншот с приложением для телефона. Ещё есть текстовая инструкция из трёх пунктов. Откройте приложение TikTok на своём мобильном устройстве. В профиле тапните, вместо текста иконка со схематичным человеком и крестиком рядом с ним. Тапните, вместо текста иконка с рамкой из пунктирных линий и горизонтальной чертой по центру, и отсканируйте QR-код, чтобы подтвердить ваш вход.
Инструкция для входа в свой аккаунт в TikTok с помощью QR-кода.

Как тестировать

С поиском проблем с сенсорными характеристиками поможет только ручное тестирование.

  • Найдите страницы, где есть инструкции.
  • Убедитесь, что в них описан не только внешний вид элементов и их положение на странице.

Что почитать

Другие статьи